Что такое масло? 

Масло - это собирательное название целого ряда химических веществ и их смесей, не растворяющихся в воде и имеющих опредленные свойства в зависимости от назначения. 

 Прежде всего нужно сказать, что применяемое в технике масло состоят из: Базовое минеральное или синтетическое масло + присадки (химические соединения улучшающие различные свойства) = товарное масло 

 

 Нас интересуют  масла используемые в технике, они делятся на три группы

  1.  Минеральные
  2.  Синтетические
  3.  Полусинтетические ( Наличие в минеральной базе не менее 30% синтетических компонентов)
 МИНЕРАЛЬНОЕ МАСЛО - В ДВУХ СЛОВАХ, ЭТО ПРОДУКТ ПОЛУЧАЕМЫЙ ПУТЕМ ОБЫЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ И РАЗЛОЖЕНИЯ ЕЕ НА ФРАКЦИИ С ДОБАВЛЕНИЕМ ПРИСАДОК.
 СИНТЕТИЧЕСКОЕ МАСЛО - МАСЛА ПОЛУЧАЕМЫЕ ПУТЕМ ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА НЕФТЕПРОДУКТОВ, НО С БОЛЕЕ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ СЫРЬЯ, С ДОБАВЛЕНИЕМ ПРИСАДОК.
 ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКОЕ МАСЛО - ПРОДУКТ ПОЛУЧАЕМЫ ПУТЕМ СМЕШИВАНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО БАЗОВОГО МАСЛА С ДОБАВЛЕНИЕМ ПРИСАДОК.

 Минеральное масло в виду относительно простоты получения имеет базовый уровень эксплуатациооных свойств и до 1990-х годов вполне отвечало требованиям производителей техники. Однако развитие техники и появление боле совершенных двигателей требования к моторным и другим маслам ужесточались. Это и стало толчком в развитии синтетических масел, которые овечали бы требованиям современной техники, но в связи со сложностью получения синтетического базового масла его стоимость гораздо больше. Для достижение оптимального соотношения цена/качество и были разработаны полусинтетические масла. Особенностью полусинтетических масел влияющей на эксплуатационные свойства, является соотношение  минерального и синтетического базового масла. Например при соотношении 70% минерального/30% синтетического - это масло по свойствам ближе к минеральному, а при соотношении 40% минерального/60% синтетического - это масло ближе к синтетическому. Оба эти масла называются полусинтетическими, при этом они имеют различный уровень свойств.

Присадки

За то какими свойствами будет обладать товарное масло в большей степени отвечают присадки, общее собержание присадок  может достигать 30%, а общее колличество различных присадок отвечающих за то или иное свойство может быть более 10.

Рассмотрим самые основные:

  1. Моющие присадки - отвечают за чистоту двигателя (поршней, подвижность колец), придают маслу способность нейтрализовать кислоты.
  2. Диспергирующие - отвечают за предотвращение роста вязкости масла при накоплении в нем частиц сажи, от неполного сгорания топлива, предотвращают образования низкотемпературных отложений, выпадение осадка к картере.
  3. Противоизносные -  отвечают за образование пленки на поверхностях трущихся деталей, тем самым препятствуют прямому контакту металла с металлом.
  4. Противокоррозионные - защищают от корозии сплавы на основе цветных металлов,  с помощью образования защитной пленки.
  5. Антиокислительные -  замедляют окисление масла  кислородом при высоких температурах, тем самым отвечают за срок бессменной работы.
  6. Вязкостные - влияют на индекс вязкости, величина которого обеспечивает минимальную зависимость вязкости масла от изменений температуры.
  7. Депрессорные - присадка понижающая температуру застывания масла и улучшающая текучесть при низкой температуре.
  8. Антипенная - ускоряют разрушение образовавшейся пены и препядствует ее образованию. 

Путем комбинирования и добавления в базовое масло выше указанных присадок и получают  продукт с необходимыми свойствами.

 

 
Итак тепреь разберемся как же  ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ?

Требования производителя 

Прежде всего необходимо обратиться к информации указанной в сервисной книжке автомобиля, где указаны каким требованиям должны отвечать смазочные материалы для данного двигателя. Производитель эти данные указывает исходя из конструкционных особенностей двигателя, стендовых и полевых испытаний. Тут же Вы можете увидеть рекомендованного производителя масла конкретного бренда, однако важно заметить , что рекомендованный, не значит обязательный и Вы вправе выбрать тот бренд который нравится или выбран по тем или иным причинам, главное, чтобы масло соответствовало требованиям производителя. 

Очень часто можно услышать от представителей авторизованных сервисов, что необходимо заливать именно то масло которое рекомендованно, иначе возникнут проблемы с гарантийным ремонтом в случае поломки двигателя, это очередная уловка дилера, которая помогает  заработать на обслуживании. Производитель не имеет право отказать Вам в гарантийном ремонте, если соблюдены требования к маслу указанные в сервисной книжке, с учетом того, что масло не является гарантийным элементом и чтобы отказать в гарантийном ремонте производитель обязан доказать, что поломка произошла именно по вине масла.

Чаще всего  в сервисной книжке можно увидеть   -  "Моторное масло SAE 10W40, 5W30,  API CI-4/CH-4, ACEA E7/E5 - спецификация (допуск) например  "MAN 3277"

Это означает что необходимое нам масло должно по классификации SAE иметь вязкость  10W40 или 5W30, по системе  API иметь уровень не ниже CI-4/CH-4, по классификации ACEA  соответствовать E7/E5 и  иметь допуск или одобрение спецификации MAN 3277.

 Иногда указывают только минимально необходимые требования по SAE,API,ACEA без конкретного допуска.

Теперь немного подробнее о требованиях  SAE,API,ACEA

SAE – международное классификация  моторных масел по вязкости в стандарте J300 D

В большинстве случаем классификация по SAE выглядит так: SAE 10W40, 5W30, 15W40 и  т.д. Это универсальные всесезонные масла. Параметр 5,10,15 (перед буквой W) указывает на минимальные значения динамической вязкости  при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а вторая цифра - 40,30,50,60 так называемый летний параметр, определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.

 

API - классификация масел  (American Petroleum Institute – Американский институт нефти) предложен в 1947г.

Классификация основана на принципе разделения масел на две категории — «S» (Service)  и «С»(Commercial). К категории S относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей, к категории С —  относятся масла,  для дизельных двигателей  автомобильного транспорта, дорожно-строительных техники и с/х машин.

Уровнень эксплуатационных свойств по API в порядке увеличения требований к качеству делятся в категории S на 9 классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ), в категории С на 10 классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4). При обозначении классов можно увидеть и цифры (CD-II, CF-2, CF-4 и CG-4) они  говорят о  дополнительной информации о применяемости данного класса масел в 2-х или 4-тактных дизельных двигателях.

Существуют универсальные масла, те которые могут применяться в  бензиновых двигателях и дизельных, для них принята двойная маркировка (SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т.д.).

Чем дальше от начала алфавита находится вторая буква в обозначении ( cG ) тем выше эксплуатационный уровень масла. Самой современной маркировкой является для бензиновых двигателей SN, для дизельных CJ.

ACEA - КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ (Европейская ассоциация автомобильных представителей)

В АСЕА входят ведущие гиганты автомобилестроения — BMW, MAN, Saab-Scania, Volksvagen, Volvo, FIAT, DAF, Ford of Europe, General Motors Europe, Mercedes-Benz, Peugeot, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover и другие.

ACEA делит  моторные масла  на три класса:

А – масла для бензиновых двигателей

В – масла для дизельных моторов малой мощности, так называемый легкокомерческий транспорт. 

Чаще всего масла выше указанных групп имеют двойную маркировку A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04

С – Масла для бензиновых и дизельных двигателей которые соответствуют требованиям  Euro-4.Совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.  С1-04, С2-04, С3-04.

Е – масла для мощных дизельных двигателей. Имеет 4 класса E4, E6, E7, E9. 

LOW SAPS - Масла для дизельных двигателей, с низким содержанием золы. Эти масла позволяют снизить содержание золы в отработавших газах и, таким образом, увеличить срок службы сажевого фильтра. 

К данной клиссификации необходимо отнестись особенно внимательно.

О особеностях  знают далеко не все. Среди масел есть  энергосберегающие, не сложно понять, что они направлены на  экономию топлива. Как это работает? Существует такой показатель  HT/HS  – вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига. Масло в этих условиях остается достаточно вязким, при этом топливо не экономится, но обеспечивается нормальная толщина пленки для защиты двигателя. Если снизить вязкость, детали двигаются легче, за счет этого происходит экономия топлива.И это масло способное в этих условиях снижать вязкость называют энергосберегающим. Но при этом снижается толщина масляной пленки. Негативно относится к таким маслам не стоит  т.к. производитель разрабатывал двигатель именно для энергосберегающих масел. Срок службы таких двигателей не сокращается. Энергосберегающие масла можно использовать в  тех двигателях,где они рекомендованы заводом-изготовителем. BMW и Mercedes-Benz  вообще не рекомендует такие масла. Так же не стоит их использовать  в большинстве старых автомобилях любых марок, где необходима усиленная защита трущихся деталей. В идеальных условиях такие масла способны экономить 2-3% толива, однако в условиях Российских реалий, где качество топлива может не соответствоать заявленному, экономия будет вообще не видна.

Допуск производителя - это конкретный стандарт уровня эксплуатационных свойств масла, для котрого определены все параметры, которые производитель считает обязательными для использования такого масла в своем автомобиле.

Сама процедура получения допуска очень сложна и платит за нее производитель масла который хочет иметь этот допуск, и для предоставления допуска производитель проводит ряд испытаний данного масла как стендовых так и полевых, с контролем качества масла на всех этапах испытаний.

Итог:

При выборе моторного масла просто необходимо обращаться к рекомендациям производителя, придерживаться указанных допусков и спецификаций, а вот выбор брэнда зависит от Ваших предпочтений и финансовых возможностей. Т.к. современная химическая промышленность добилась огромных высот, большинство аналогичных моторных масел имеет одинаковые допуска производителей или соответствие им, и на первый план выходит именно цена и сопутствующие услуги и надежность поставщика масел.